Доброе время суток, Сергей Михайлович. Кажется в «Трудностях при подготовке к исповеди» я услышала, что любой человек, встречающийся мне в жизни, послан Господом для моего исправления. После моих двух разводов встретился мне мужчина, точнее сказать, он и стал причиной моего второго развода. Но отношения с ним очень для меня сложные, вызывают у меня сопротивление, раздражение, злость. Я чувствую, что он меня обманывает, что есть какая-то сторона его жизни, скрытая от меня. Никак для себя не решу — смириться и терпеть, исправляться, избавляться от раздражения, злости, гнева или прекратить с ним всякое общение, отстраниться, чтобы не раздражаться и не гневаться?
Ответ:
Здравствуйте, Светлана.
Над всем миром действует Божий Промысел. Без воли Божьей ничего не случается, но воля Божия бывает двух видов: 1) благая воля Божия, в которой содержится явное благо для спасения, и 2) попущение Божие, при котором Бог не запрещает произойти злу, потому что знает, как в последующем извлечь из него добро. Ко второму варианту относятся все наши грехи, которые бывают по нашей греховной свободе, а также всякое зло, случающееся с нами в жизни от действия злых людей или обстоятельств (читайте об этом в книге «Илиотропион» или слушайте в лекциях на эту тему). Почему Бог не запрещает нам грешить? Во-первых, потому, что наделил нас даром свободы и мы можем поступать так, как хотим. Во-вторых, потому, что своими грехами мы сближаемся с сатаной, а от этого единства нам самим становится тошно и возникает желание исправить жизнь, если таковое ещё возможно для человека. По крайней мере, бедствия заставляют нас искать выход и очень хорошо, если мы обратимся к Вере.
Из того, что Вы написали, не видна причина разрушения первого брака. Был ли здесь Ваш грех? Но Вы пишите, что второй брак был разрушен вследствие увлечения Вами другим человеком, а это является предательством. К тому же, здесь мог быть и смертный грех. Вот,как минимум, две причины неудачного третьего брака. В народе говорят правильно: на чужом несчастье счастья не построишь. Также, любое дело, начатое с греха, не может быть благословлено Богом. Третьего мужа мог подослать и сатана, а Бог не запретил этому быть, чтобы оказавшись в невыносимых обстоятельствах, Вы задумались о смысле жизни и пришли к покаянию.
Причины развода строго ограничены и если семья разрушается по иным неуважительным основаниям (просто не сошлись характерами), то это тоже является грехом. Тот, кто не хочет нести взятого креста, то есть терпеть супружество, пусть живёт один и несёт другой крест — одиночества. А если одиночество не посильно, то не надо и разводиться: «Соединён(а) ли ты с женой (мужем)? не ищи развода. Остался(ась) ли без жены (мужа)? не ищи жены (мужа)» (1Кор. 7: 27).
Четвёртый брак уже никогда не может быть признан Церковью, но считается блудом. И так, перед Вами два креста: терпеть третьего мужа, как наказание за прошлые грехи, или оставить его и жить до конца уже одной, пребывая непрестанно в покаянии. Выбирайте сами.