Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович! Сейчас прослушиваю диск «Трудности при подготовке к исповеди». Хочу у вас спросить следующее: я воцерковлена уже 4 года. У нас в городе в приходских храмах (из-за нехватки священников) распространена так называемая общая исповедь (священник читает молитву с перечеслением основных грехов, а далее все по очереди подходят под епитрахиль), таким образом, основные грехи (даже смертные) получаются исповеданы таким образом. Я в них искренне каюсь и больше не повторяю, но не знаю считаются они прощенными или нет? И еще, батюшка на приходе говорит, что только общая исповедь из-за экономии времени, а у нас должен быть духовник где-нибудь в монастыре. Как же найти духовника и надо ли? Большое спасибо вам за помощь.
Ответ:
Здравствуйте, Екатерина.
Как горько читать строки Вашего письма! Из Ваших слов понятно, что пастырь по какой-то причине не пасёт стадо, но подобен наёмнику. Напомню слова Господа: «…пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наёмник бежит, потому что наёмник, и не радит об овцах» (Ин. 11-13). Вот это самое бегство пастырей от своих прямых обязанностей понудило когда-то святителя Иоанна Златоуста сказать такие страшные слова: «Не многие из нас (пастырей) спасутся». Призвание пастыря — вести за собой вверенных ему овец в Царство Небесное: «И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10: 4). В описанной Вами ситуации пастырь почему-то гонит от себя овец, посылая их по монастырям. Но недавно звонили люди из другого города и просились на занятия в нашу «Школу покаяния»; получив отказ по причине отсутствия сил, времени и гостиницы в нашем приходе, они обратились в соседний монастырь с просьбой научить их борьбе со страстями, однако, в монастыре им тоже отказали. Вот она — реальная картина! Куда в таком случае податься? Как научиться покаянию и достичь спасения? Именно эта проблема понудила издателей выпускать и распространять диски с аудиолекциями «Школы покаяния», чтобы оказать хоть какую-нибудь поддержку овцам рассеянным. Те христиане, кто способны понимать святых отцов, читают их творения.
Те смертные грехи, которые Вы признавали и каялись в них и батюшка называл их на общей исповеди — надо считать прощёнными и не сомневаться. Если есть ещё смертные грехи, которых он не называл, то Вы должны просить его исповедать их индивидуально, потому что грехи должны быть озвучены. В случае отказа в исповеди не названных ранее грехов, придётся ехать в другой храм. Проверьте себя по «Дневнику кающегося»: нет ли у Вас не исповеданных смертных грехов? Научитесь распознавать действие страстей и ведите борьбу с ними.
О духовниках вопрос уже был, и я на него отвечал (смотрите на сайте).
Сергей Михайлович.