Чем только не приходится заниматься нашим бедным архиереям. Теперь, вот, и сыр производить начали: современная итальянская линия, учителя — иностранцы, подходящий терруар, хорошая энергетика, монах с дудочкой, кондитерские изделия, торговля, дизайн, сфера интересов, партнёры, поставщики, круг потребителей… Так ужасающе выглядит текстовый вариант интервью епископа Панкратия.
О ВАЛААМЕ: А Валаам. А почему Валаам? Это, ну, а что это? Если, допустим, был бы монастырь, тогда другое дело. Да, церковь. Ну, да — это, конечно, как-то уже могут быть основания для таких вот упреков. А когда это Валаам, ну, почему – нет? Почему – нет? Причем, Валаам не ассоциируется с чем-то скажем… Вот, Соловки… Сразу приходят на память действительно какие-то жертвы, репрессии, Соловецкий лагерь. Какие-то тяжелые ассоциации возникают. А Валаам не ассоциируется с чем-то тяжелым, трагическим. То есть, это скорее какие-то светлые ассоциации. А те, кто был, тем более на Валааме или слышал, или видел, те — тем более, мне кажется, тут все нормально. По крайней мере, я не видел среди своих людей, с кем я общался, не видел ни одного какого-то возражения.
Вопросы другого рода возникали, скажем, вот: а это не выглядит каким-то лукавством, неправдой, что это Валаам, а это не на Валааме сделано? Так мы же пишем просто Валаам. Допустим, мы назовем напиток «Байкал», кто-то обижается, что он не на Байкале сделан, не из байкальской воды? (смешок). Да это же очевидно. Так и здесь, то же самое: Байкал, Ладога, Валаам, в том числе и природные географические понятия.
О ПРОИЗВОДСТВЕ. А у нас получилось хорошо. Нас учили итальянцы. Мы уже несколько лет готовили эту программу при помощи благотворителей. Полностью была фирма реконструирована, новое оборудование, абсолютно итальянское, и учителя итальянцы были, поэтому, и есть сейчас до сих пор, они ведут наших братьев. И получилась хорошая, в общем-то, продукция. Сыр получился очень хороший. Все, кто пробуют, гости наши, те, кому мы продаем. У нас постоянно идет продажа этого сыра… Делают монахи очень вкусный, на самом деле, сыр. Почему? Потому что очень удачное сочетание всех факторов, то есть: вода, земля — то, что в виноделии называется терруар, у нас для молочных продуктов идеально подходит все. Ну, и плюс, конечно, молитва, доброе отношение, как сейчас принято говорить, энергетика такая хорошая. (смешок) Вот, результат получился хороший.
О ПРОДУКЦИИ: Сметана, сыр, масло, затем уже у нас идут и кондитерские изделия; есть планы и мука и очень много чего там, то есть, практически, ограничений нет. Но мы, естественно, сейчас хотим начать с молока, потому что это наиболее… Довольно много уже было сюжетов по телевидению о Валаамской ферме, о том, как монах с дудочкой пасет коров и т.д. То есть, это уже как бы такая тема…меньше всего вопросов возникнет. Если, скажем, будет, условно скажем, лечо, или какие ещё там, или тушенка (смешок)… «Валаам» — это как-то будет, это шокирует даже, поэтому с этого не будем начинать.
О МАСШТАБАХ. Есть, конечно, разумеется, есть, и в Лавре есть, и в Дивеево, в каких-то таких очень известных монастырях, центрах паломничества, естественно, бывает какая-то продукция, которая связана с этим местом. Но, во-первых, это довольно ограниченная номенклатура, то есть, там, ну, может быть, конфеты, какие-то шоколадки, пряники, что-то такое вот. Так не видел, чтобы там было много чего, большой ассортимент. Это скорей случайно, попалась какая-то продукция — давайте, мы будем ее продавать. Пишут: «Лавра» или «Дивеево» и продают. А так, чтобы это вне монастыря продавалось, за пределами — я, честно говоря, не встречал. Единственное исключение, это, наверно, монастырь в Саранской епархии. Санаксарский монастырь — это трудовой монастырь, то есть, там монахи трудятся сами, производят: скажем, у них там есть, они делают майонез из сои, соевый майонез, постный, и продают его в регионе. Они делают: у них там пекарня хорошая, они там, в том числе, делают какие-то сухарики, какие-то хлебобулочные изделия и тоже их продают за пределами монастыря. Есть тоже другой монастырь в Калужской епархии (Тихонова пустынь) — там тоже у них прекрасная хлебобулочная продукция. Прекрасная! Я сам её покупал, ел — очень вкусная. (Смешок) Если не оторвет кто-нибудь, так ты всю и съешь, все образцы. Они тоже там торгуют не только у себя. Но, это вот, еще раз говорю, такие вот как бы локальные попытки, не так, чтобы выходить на все эти… это такое у первого случилось.
О ДИЗАЙНЕ. Дело в том, что я сам имею образование архитектурное и мне дизайн, архитектура, изобразительное искусство – они мне все близки. Это мои темы, мои интересы, сфера моих интересов. Я сам занимаюсь фотографией, поэтому участвую во всем том, что как-то какой-то образ Валаама в зримых каких-то таких вещах воплощает, мне это интересно. Вот. И поэтому мы, конечно, участвовали с самого начала в этой разработке. И из того множества (очень там были хорошие наработки) может быть, я не ошибусь, штук 10 точно было. Из этих 10-ти мы выбрали коллегиально две или три. Из этих двух или трех решили на этом конечном варианте остановиться.
О КАЧЕСТВЕ. Вы знаете, как ни странно, для меня это самая главная ответственность, потому что для меня важно, чтобы название соответствовало качеству, чтобы люди не были разочарованы. Поэтому, очень важен именно подбор наших партнеров, наших поставщиков, чтобы это были качественные продукты, чтобы не было фальсификата, не было плохой продукции. Для меня даже важны не столько те возможные доходы, которые пойдут в монастырь, сколько ответственность. Ну, мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы у людей ассоциировалось слово «Валаам» с чем-то хорошим, светлым, вкусным, замечательным, приятным продуктом, в том числе. Поэтому, для меня это главная ответственность сейчас.
https://www.youtube.com/watch?v=KcOCCa9Jm7U
Ответ:
Епископ Панкратий воплощает «как-то какой-то образ Валаама в зримых каких-то таких вещах,.. чтобы у людей ассоциировалось слово «Валаам» с чем-то хорошим, светлым, вкусным, замечательным, приятным продуктом, в том числе».
Когда главное (ПОКАЯНИЕ) утрачено, то остаётся заниматься «вкусным» и «приятным».
При этом, конечно, «Дневник кающегося» будет противен.
См. также: