Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович! Вот уже около полугода я слушаю Ваши лекции в «Школе покаяния», проповеди о. Андрея. Вызывает неподдельное уважение ваш совместный огромный труд. Если бывает не все понятно, то это побуждает искать ответы, обращаться к первоисточникам. А написать побудило меня вот что. Я прослушала в Контакте последний цикл «О прелести». Там приводится пример с интервью профессора N., в котором он называет мусульманство ближайшей к нам религией. Вы высказали недоумение по поводу его выступления. Честно говоря, я, когда в его интервью услышала это мнение, тоже сразу смутилась. Но потом вспомнилось, что профессор N. в своих более ранних лекциях проводит четкое разделение на религии и конфессии. Думаю, что в данном случае недопонимание кроется в вопросе о терминологии. Католицизм и протестантизм это ведь христианские конфессии. А среди мировых религий, как то иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, ислам и т.д. мусульмане действительно ближе всего к христианам. Ведь иудаизм, как Вы знаете, не признает Христа ни за Мессию, ни за пророка. Для них Он лжемессия. Не признают они и Деву Марию Богородицей. Об остальных религиях и говорить не приходится. А вот для мусульман Христос есть Пророк, чтут они и Иоанна Крестителя (в лекции профессора N. есть упоминание о поклонении мусульман Главе Иоанна Предтечи). Прошу простить меня, что высказываю свои соображения. Конечно, я могу ошибаться, но вот так мне кажется можно попытаться объяснить это недоумение. А учитывая то, что Ваши лекции будут слушать многие люди, то и смутиться этим могут многие. По Вашим лекциям чувствуется, что Вы все время ведете работу над ошибками. Все время сверяете свои слова, подправляете неточности. Поэтому я и решилась высказаться. Надеюсь, что ни коим образом, не обидела Вас. Если Вы, проверив мое замечание, найдете его разумным – Слава Богу. Если же я ошибаюсь, то надеюсь что Господь вразумит и не оставит меня в заблуждении. Пусть Господь поможет всем вам в ваших трудах и благословит ваши благие начинания. С уважением, Татьана.
Ответ:
Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
Благодарю Вас за подсказку, потому что я упустил из внимания, о чём конкретно говорил Алексей Ильич: о религиях или о конфессиях. Издатель смутился указанием имени профессора, поэтому, слава Богу, оно было удалено из лекции.
Если же смотреть по сути, то критерий «ближе — дальше» мне кажется неприемлемым, потому что вопросы, касающиеся догматов, не могут решаться с позиции физических величин. Такая позиция свойственна политикам, социологам и пр., но никак не богословам. В богословии всё должно быть ориентировано на духовные законы.
С точки зрения догматики нас разделяет с Исламом «огромный океан». Стоя на другом берегу этого океана, можно ли думать, что сделав шаг к воде, мы стали ближе к противоположному берегу? Понятно же, что ширина океана и один шаг — это несоразмерные величины! Думаю, Вы понимаете, что назвать Иисуса пророком — это шаг, а признать Его Сыном Божиим и Богом и принять Его Церковь — это означает переплыть океан.
Подобным образом надо говорить и о христианских конфессиях. Тысячу лет тому назад нас разделило с католиками целое море, потому что вопрос касался догматов. Но берега этого моря не равнозначны, потому что Истина — одна и всё, что не соответствует ей — есть ложь. Если к Истине добавить «немного» лжи, то происходит великая трагедия: Истина прекращает быть таковой. Недаром в народе говорят, что всего лишь одна ложка дёгтя портит всю бочку мёда.
Истина осталась на нашем берегу, а ушедшие на другой берег — потеряли её. Кто-то из великих отцов сказал, что отделение католиков вполне сравнимо с обломом ветки от ствола дерева. Отломленная ветка уже не может получать соков, поэтому не цветёт и не плодоносит, но засыхает и попадает в огонь.
Из этого всего следует, что разделение Христианства на конфессии — не справедливо, потому что равенства нет, как не может быть равенства между Истиной и тем, что ей противоречит. Действительным Христианством было и остаётся Православная вера, как хранительница Истины. Другие, называющие себя христианами, — на другом берегу моря. Их движение на шаг вперёд или назад — принципиально ничего не меняют. Поэтому, 45-е правило святых Апостолов гласит: «Епископ или пресвитер,или диакон с еретиками молившийся только, да будет отлучён. Если же позволит им действовать что либо, как служителям Церкви, да будет извержен».
Нам же нужно придерживаться принципа веротерпимости и не вступать в кофликты с людьми, исповедующими другую веру. Вести богословские дискуссии — это дело богословов, а нам нужно иметь, хотя бы и простые, но точные знания своей Веры, и искренне исполнять Евангельские заповеди.
Сергей Михайлович.