Существуют ли с позиции веры какие-то общие правила при создании семьи, руководствуясь которыми можно снизить вероятность ошибки?
Ответ:
Действительно, можно назвать несколько важных моментов, выполняя которые, удобнее создавать семью для совместного спасения. Подчёркиваю, эти правила полезны тем, кто ищет вечной жизни и семью рассматривает как средство спасения, а не ради других целей.
1) прежде того, как приступить к решению вопроса создания семьи, необходимо самому глубоко воцерковиться, то есть: изучить основные понятия веры и принять их все безоговорочно (если останутся противоречия, да ещё и догматического характера, которые считаются ересями, то это будет препятствовать примирению с Богом); изучить состояние души по «Дневнику кающегося», проверив себя сначала на наличие смертных грехов (их нужно прекратить повторять немедленно), а потом на наличие смертельных болезней души – страстей, с которыми надо начать правильную борьбу и никогда её не прекращать, вплоть до кончины; пройти генеральную Исповедь; изучить тему «Причастие» и начать регулярно причащаться. Обнаружив в себе ослабление действия страстей и действительную тягу к духовному (чтение духовной литературы, молитва, богослужение), можно начинать просить Бога указать, какой дальнейший жизненный путь будет более удобен для спасения.
2) если установились доверительные отношения со священником, то можно просить его, чтобы посоветовал, с кем можно начать дружбу, уточнив, что хотелось бы, чтобы это был человек тоже глубоко воцерковлённый. При согласии обоих и с благословения священника можно начать дружбу, договорившись о полугодичном сроке. Обязательное условие – строгое целомудрие. Только при этом ум сохранит трезвость и не запутается страстями. Нельзя ориентироваться на пылкость чувств, которые основаны на страстях, нельзя и ждать их, помня, что главной целью брака является совместное спасение, а не что-нибудь другое. Всё прочее, что связано с семейной жизнью, — это только средства для достижения главного. По истечении срока можно обсудить вопрос дальнейших отношений: расстаться мирно; продолжить дружбу ещё на определённый срок; готовиться к созданию семьи.
3) бывают случаи, когда дружба между людьми началась до воцерковления, тогда при условии согласия обоих, можно вместе приходить к вере при обязательном сохранении целомудрия. Если удастся примириться с Богом, искренне исправив свою жизнь, то надо надеяться, что Господь найдёт способ, как вразумить о дальнейшем.
4) если вторая половина не согласна приходить к вере, то надо, не дожидаясь, воцерковляться самому, опять же при условии сохранения строгого целомудрия. По ходу дела всё прояснится: будет разрыв отношений или дружба укрепится и оба станут верующими.
При любых обстоятельствах сохранение целомудрия является необходимейшим условием, в противном случае, делом будет управлять не Бог, а лукавый дух, который наденет на ум «розовые» очки и преподнесёт всё в искажённом виде. Возникающие в сердце чувства будут ничем иным, как действием страстей. Отцы учили, что доверять своему сердцу нельзя ни в коем случае до тех пор, пока в нём не угаснут страсти и на смену им не придут добродетели, как дары Святого Духа. Только тогда Сам Дух Святой будет давать точные ответы на все проблемы человеку молящемуся о спасении из глубины нищеты духовной. Но когда мы ещё не знаем даже, что такое нищета духа, довериться своим впечатлениям – значит, пойти на поводу у беса, который создаст уверенное впечатление собственной правильности, подкрепляя его ложным чувством сердца, и заманит в ловушку. Это касается не только вопроса выбора спутника жизни, но и всех жизненных дел. Отцы сказали, что своя воля, по сути, не своя, а бесовская, потому что злой дух легко управляет человеком через страсти, таящиеся в сердце. Всякое мнение необходимо сверять со Священным Писанием, с творениями святых отцов и с мнением опытных в духовной жизни людей. Этому посвящены несколько лекций под названием «Как определить Божию волю?».
Сергей Михайлович.