Уважаемый Сергей Михайлович. Слышу часто мнение людей, что священники не должны ездить на дорогих машинах, что они должны вести аскетический образ жизни и отказываться от дорогих вещей. К сожалению, не могу дать достойный отпор таким нападкам. Понимаю, что люди заблуждаются, а «заткнуть за пояс» собеседника не могу. А ведь многие люди не ходят в церковь, как бы из-за недоверия к батюшкам. Что Вы скажете по этому поводу?
Ответ:
Практика показывает, что гордостное мнение, осуждающее священников, точно так же не даёт этим людям принимать спасительные советы от самых строгих аскетов.
Судить по внешнему — это свойство неверующих людей, не познавших самих себя. Врачей, имеющих дорогие машины, почему-то не судят и охотно идут к ним лечиться. А священников судят за машины, потому что врачами их не считают, потому что болезней своих не знают и лечиться духовно не хотят. Здоровые (по самомнению) во враче не нуждаются, поэтому и хотят видеть в священнике то, что самомнение им навязывает.
В таком случае, зачем тогда священнику и большая квартира с отдельной комнатой? Сидел бы на кухне да молился под грохот посуды, готовясь к очередной службе. А если кто придёт за советом, то принимал бы его в коридоре, потому что кругом всё занято многочисленными домочадцами. (Хотя, иногда на практике случается и так, а святые вообще в пещерах жили. Бывало, что и в тюремном бараке благодать сильнее действовала в священнике, как в человеке, чем в украшенном и просторном храме.) Одна прихожанка прямо сказала так: «Я бы хотела, чтобы батюшка наш был монахом и принадлежал только нам, а не семье в том числе». Вот она, корысть наша! Только нам! Зависть берёт, что батюшка семье внимание уделяет. А ещё зависть от того, что батюшка ещё кому-то из прихожан внимание уделяет, а не только мне, потому что именно мне больше всех необходимо. Бывают и такие претензии на собственность. Попробуй, батюшка, угоди капризам всех капризников.
В конечном счёте, если говорить о машинах и квартирах, то всё зависит от того, как человек относится к своему имуществу: если как к удовольствию и престижу, то грешит, а если как к средству, необходимому для исполнения своих обязанностей, то напрасно соблазняются неверы, оправдывая этим своё нежелание учиться Покаянию и исправлять свою жизнь.
Сергей Михайлович