Может ли вообще Бог соединиться с человеком, который по смирению ощущает себя самым грешным? Ведь соединиться может только подобное с подобным, а Христос таких ощущений не мог иметь, потому что Он безгрешный.
Ответ:
Спрошу и я вас. Знаете ли Вы, что происходит в таинстве Причастия? Напомню: происходит реальное соединение души человека с душой Христа и такое же реальное соединение тела человека с Телом Христовым! Причём, это соединение возможно лишь тогда, когда человек подходит ко Святой Чаше с сокрушением сердца, то есть как раз с ощущением своей греховности, превышающей грехи всех других людей.
Святитель Игнатий так и говорит, что для принятия в себя Христа и для удержания в себе Христа требуется сокрушение сердца (том 4, О причастии Святых Христовых Таин). Если не возможно соединение человека с Богом, то о чём тогда говорит Сам Христос: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём (Ин. 6: 56). Более подробно о таинстве Причастия можно прочитать в книге «О святом Причащении» изд. «Сибирская Благозвонница», М., 2011 год. В ней мне удалось с Божией помощью собрать очень важные высказывания святых отцов на эту тему, в том числе святителя Игнатия, которые шокируют некоторых современных христиан, руководствующихся своим ошибочным мнением в этой теме. Ещё спрошу: хорошо ли Вы понимаете, что значит «по смирению ощущать себя самым грешным»? То естественное действие благодати в человеке, от которого рождается реальное ощущение себя грешником, худшим всех других, называется нищетой духа и является первой ступенью смирения. Хочу подчеркнуть: если ощущение греховности не выдуманное, не наигранное, не принуждённое, — то только тогда оно будет от действия благодати. Если же человек ещё должен понуждать себя к этому, то это ещё не смирение, а только его изображение, то есть: потому так говорю, что положено так, так сказали делать, так научили; словами говорю, а чувства такого ещё не имею. Если я не могу сам себе доказать свою греховность, но называю себя таковым, то это всего лишь смиреннословие, ещё не имеющее силы правды и безблагодатное, Богу не угодное. Остаётся понять: как Христос может соединиться с человеком, искренне считающим себя грешником, если Сам Он такого чувства иметь не мог по причине безгрешия? Мы только что разобрали, что ощущение греховности, сокрушение сердца, нищета духа, самоукорение – это первые дары Святого Духа, которые относятся к началу смирения. Такие чувства только тогда будут не наиграны, когда они родятся в сердце от действия благодати. Только Дух Святой может возжечь их в сердце, готовом к принятию Его. Но не может быть противоречий между Сыном и Святым Духом, как двумя Лицами Святой Троицы! Если Дух Святой возбуждает в сердце человека покаяние (его первые проявления), то точно также и Христос заповедует: Покайтесь (Мф. 4: 17). Если Сам Христос велит иметь нищету духа (Мф. 5: 3), то как же он отвергнет того, кто исполняет Его волю? Поскольку осознание своей греховности и нищета духа – это первый этап смирения для кающегося грешника, то именно в смирении и соединяется Бог с человеком: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4: 6). А то, что смирение – есть свойство Самого Христа, говорит Он Сам: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11: 29). Вывод: Христу не свойственна первая степень смирения по причине Его безгрешия. Она свойственна только нам – грешникам, но само смирение – есть нрав Христа, поэтому уже первая ступень не может быть достигнута своей силой, но только помощью Божией, однако уже эта первая ступень угодна Богу и только через неё может происходить соединение с Богом! (читайте у святителя Игнатия статьи о смирении). В контексте того выражения, в котором я употребляю слово «соединиться», его надо понимать так, что умерший с нераскаянным смертным грехом, никак не может быть в раю, но неминуемо попадёт в ад, согласно учению святителя Игнатия («Слово о смерти»).