Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович! Огромное спасибо за Вашу работу и за то, что теперь преподаете уроки покаяния по каналу «Союз»! Прошу Вас помочь разобраться в следующей ситуации. Я работаю старшим менеджером в платном лечебном центре. Раньше, когда не было такой конкуренции, как сейчас, а также внедрения квот в бюджетные поликлиники для всех нуждающихся в обследовании пациентов, обороты в нашем центре были хорошие, было много посетителей. Теперь все изменилось. Заведующий (он увлекается буддизмом) постоянно в течение года мне высказывает претензии по поводу того, что отдел работает очень плохо, народу мало и т.д. Я ему объясняла причины падения оборота, но он не слушает. Всегда стараюсь спокойно к этому относиться, но бывает, что прямо возмущение во мне кипит. В душе возникают смешанные чувства и не могу выделить грехи. Я осуждаю алчность. Ведь никогда никто в учреждении не благодарил Господа за его щедрость к нам, а сколько работаю, все мало и мало. При этом у меня возникает самооправдание (в душе я рада, что люди получают бесплатную помощь). Вопрос у меня к Вам такой: нужно ли молиться за заведующего (ведь везде пишут, что нужно молиться за обижающих) и других недовольных тем, что обороты упали? По правде говоря, я обиду практически не испытываю, а лишь вспышка страсти в момент упреков. В этом каюсь на исповеди. Как реагировать на упреки? Может быть и вообще грех работать в такой должности? Ранее у меня главным в жизни была работа и зарабатывание денег. А теперь сперва Бог, потом семья, а работа на последнем месте. И еще хотела спросить по поводу платка. Второй год даже сплю в платке. Батюшка сказал, что отходит Ангел, а я хочу чтобы был рядом. Просто поверила словам Апостола и Батюшки и так хожу. Заведующий велел снять платок, распустить волосы, одеть декольте и так ходить. Я никак не отреагировала и как ходила, так и хожу, в платке. А брюки лет 8-9 не ношу. Вот такая ситуация. Пожалуйста, посоветуйте, нужно ли молиться за коллег и подавать за них требы в Церкви? Заранее благодарна. С уважением, Светлана.
Ответ:
Чувство возмущения, возникающее в сердце в момент причинения нам неприятности — это действие ущемлённого самолюбия, то есть, таким образом обличается страсть, ещё живущая в сердце. Слава Богу, если удаётся сдержать это действие внутри и не выплеснуть его наружу. Даже на справедливый упрёк хочется скорее привести оправдание, а тем более упрёки несправедливые терпеть очень трудно. Однако, вторые — очень полезны в духовном плане, потому что они способствуют развитию добродетели смирения, как подобия Самому Христу: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим (Мф. 11: 29).
Для нашей повреждённой природы совершенно противоестественна духовная радость в момент, когда нас оскорбляют или обвиняют. Наоборот, в сердце возникает огорчение и обида. Учитывая нашу немощь, нам разрешается один раз оправдаться, привести доказательства невиновности, объяснить причину случившегося. Но если оправдание не принято, то дальнейшее сопротивление надо прекратить, оставив дело на Божий Промысел, молясь: «Да исполнится воля Твоя святая, Господи».
При этом, если сердце никак не успокаивается, не затухает обида или есть сомнение: простили мы обидчика или нет, — надо так молиться Богу: «Господи, прости его! Не наказывай его за меня! Он по неведению так делает! Я вовсе не хочу, чтобы за этот грех он пошёл в ад! Как сам себе не хочу вечных мучений, так и ему — моему обидчику не пожелаю этого». Если так удаётся просить искренне, то обида проходит, и сколько бы раз в день бес не напомнил нам эту горькую историю и не разжёг бы в сердце вновь чувство огорчения или обиды, надо каждый раз опять молиться этими же словами. Действует очень верно, потому что в этих простых словах содержится милостивость и сочувствие к человеку, то есть первые признаки любви к ближнему, которая вытесняет обиду и огорчение, потому что противоположные чувства одновременно не могут пребывать в одном сердце точно так, как огонь и вода не уживаются в одном сосуде.
Такой простой молитвой можно молиться за любого человека, огорчившего нас: за члена семьи (в том числе и за детей и за родителей), за начальников на работе, за власти, за соседей, за попутчиков, при воспоминании прошлых обид и пр. — это наша частная молитва к Богу. Обратите внимание, что мы при этом не просим им Царства Небесного, не просим милости и прощения им грехов, потому что не можем знать, хотят ли этого они сами, а просить несообразного со свободной волей человека мы не можем, то есть, если сам человек не просит у Бога прощения своих грехов, то делать это за него невозможно; точно так же невозможно просить у Бога Царства Небесного для человека, который сам себе этого Царства не желает и не просит, тем более, если он относит себя к другой религии и не признаёт Иисуса Христа как Сына Божия, Спасителя и Судию (так учит преподобный Симеон Новый Богослов). Тем более будет ошибкой подавать записки с именами таких людей, живущих произвольной жизнью в смертных грехах и страстях, на проскомидию (или сорокоуст), даже если они крещены, но сами добровольно и сознательно с сокрушением сердца не причащаются регулярно.
Для того, чтобы подать записку с именем человека на молебен, надо точно знать, что он крещён и иметь представление о его духовном состоянии. Если он не живёт по заповедям Христовым, не бывает регулярно на Исповеди и Причастии, что чаще всего и случается в реальной жизни, то можно подать на молебен пред иконой Пресвятой Богородицы Прибавление ума.
Непрестанно носить платок на голове для современной женщины — это почти подвиг исповедничества. Почему? Потому что из 100 миллионов крещённых в нашей стране всего лишь несколько процентов ходят в храмы, но ещё меньшая доля регулярно исповедаются и причащаются, то есть стараются жить по-евангельски. Следовательно, невозможно в действительности считать, что мы живём в христианском обществе, исповедующем Христа как Спасителя и Судию. Хорошо, если рядом окажется человек, единодушный по вере, а у многих современных прихожан нет и такой радости. В результате, иметь внешний вид, чётко подчёркивающий нашу принадлежность к Православию, — значит выйти на передовую в духовной брани, в которой противостоят нам духи злобы, легко способные натравить на нас кого угодно. Исповедничество — это духовный подвиг и готовы ли мы понести его? По сути, надо задать себе вопрос: «Готов ли я пойти на пытки и смерть за Веру? Не пользуюсь ли я тем, что сейчас мирное время и за Веру не садят в тюрьмы и не ссылают в лагеря? Смогу ли я выглядеть точно так же, если завтра, упаси от этого Бог, объявят гонения? Готов ли я к этому?». Если скажу себе, что готов, то я превозношусь, потому что забыл о своих страстях, ещё живущих в сердце, которые подведут меня в любую минуту. Если скажу, что не могу быть уверен в себе, но если Господь попустит такое, то придётся терпеть, уповая на Господа, чтобы не отречься от Веры в критический момент испытаний, то тогда можно пробовать малое исповедничество во внешнем виде — носить платок даже на работе. При этом надо быть готовой в любой день потерять работу.
Если же пока нет готовности оставить работу по требованию начальства (семья, здоровье, дети, долги и прочие причины), то нет никакого греха в том, если женщина в современном мире будет ходить на работе без платка, потому что Ангел-хранитель, тем более Сам Бог, не смотрит на внешнее, а ищет внутреннего, смотрит вглубь сердца: «Сын Мой! отдай сердце твоё Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои» (Прит. 23: 26). Платок на голове женщины — это внешний признак смирения её перед мужем, напоминание ей, что не она глава семьи, а муж. Поэтому, имея платок на голове и командуя мужем или споря на равных с мужем, или управляя домашними делами, или самостоятельно без спроса у мужа делая покупки или ходя по гостям, — жена не будет иметь никакой пользы, потому что это всё признаки независимости и самости. Сам по себе платок не добавит кротости и смирения. Только страх Божий — вот начало всех наших перемен: мы должны приучить себя бояться грешить, потому что за это будем вечно мучиться в аду.
Платок обязателен на голове женщины при нахождении в храме и хорошо одевать его при домашней молитве, а в прочее время домашнего пребывания — нужно учитывать отношение домашних. Бывает так, что платок раздражает неверующих домашних, тогда зачем провоцировать их? Вспомним, что христиане первых веков не выставляли свою веру напоказ, но на прямой вопрос о вере — говорили точно и конкретно, понимая, что за этим последуют пытки и смерть. Вот так и Вы сходите к начальнику и скажите ему прямо, что Ваш внешний вид обусловлен Вашей Православной Верой и попросите его быть снисходительным. Если его более всего смущает платок, то можно уступить в этом и платок не одевать, а на декольте, брюки и распущенные волосы не соглашаться. Если он ценит Вас, как специалиста, то смягчится, а если же нет, — тогда потребует увольнения. Перед походом к начальству молитесь искренне, чтобы открылась воля Божия на вопрос Вашего пребывания на этом рабочем месте. Тогда, как дело устроится, — верьте честно, что так и угодно Богу!
Неверующие люди не могут благодарить Бога даже за полученные блага, поэтому ожидать от них этого не следует. Осуждая их греховные поступки, нужно одновременно жалеть их, потому что они, не зная веры, зачем-то бегом стремятся в ад. Поскольку мы сами туда не хотим, то и других бывает жаль, когда они всё для этого делают. Однако, проповедовать Веру и Покаяние не следует до тех пор, пока Сам Бог не призовёт к этому служению. Всех вопрошающих нужно посылать в храм.