Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович! Как научиться терпеть немощи мужа, который выпивает? Как о нём молиться? Можно ли подавать за него на проскомидию и сорокоуст? Почему меня не радуют мои скорби? Зачем они вообще нужны нам?
Ответ:
Здравствуйте, Светлана! Всем нам очень хочется, чтобы обстоятельства жизни были более приятными нашему самолюбию, но как, в таком случае, обнаружатся наши смертельные болезни души — страсти? Не обнаружив их, как мы станем их лечить? А ещё, прежде начала лечения, как сокрушится гордый дух наш, если всё в жизни будет удобно и благополучно? Осознать себя грешником может только тот, кто посмотрит на себя с позиции Евангельских заповедей, которые есть свод законов, по которому Бог будет судить нас на Страшном Суде Своём.
По собственной гордости, вопреки Божией воле, мы берём на себя непосильные кресты, от которых потом ропщем, отчаиваемся, ругаем ближних, выставляем их виновниками наших бед, хотим изменить их в первую очередь, а не себя, готовы часами читать непонятные нам самим тексты акафистов и канонов, подавать за них везде, где предоставляется возможность, — но всё это ради того, чтобы изменились они, не понимая, что меняться нужно нам САМИМ.
Все внешние скорби и беды, по большей части взятые на себя нами самими, никогда не пройдут, пока не сокрушится гордый дух наш, пока не обнищает, то есть не откажется от самомнения, самоуверенности, ложной праведности, самодовольства, тщеславия. Если мы не хотим сами добровольно распинать себя на кресте Христовых заповедей, вести искреннюю и качественную борьбу со страстями, то Господь, слышащий наши ежедневные молитвы о спасении, предлагает нам горькое лекарство — промыслительное смирение, то есть такие скорби, в которых, как в огне, переплавится наш гордый нрав и начнёт, наконец, смиряться, потому что Бог гордым противится, а только смиренным даёт благодать, как говорит апостол Иаков (см. Иак. 4: 6)
Но почему нам опять не нравится горечь этого лекарства? Потому что мы так любим себя ложной любовью, что и лекарство готовы терпеть только сладкое. В результате, мы противимся воле Божией, мы пытаемся научить Бога тому, как нас спасать! Мы не желаем принимать исцеления, подобно психически больным, помрачившимся рассудком — таких связывают и лечат насильно, чтобы вернуть им разумность, хотя бы в элементарных её проявлениях. В такие моменты врачи выглядят как безжалостные и жестокие люди, но действия их оправданы, потому что они пытаются вернуть человеку способность к жизни на его естественном уровне. Если больной при этом сопротивляется и кричит: «не надо, не хочу», — то его никто не слушает. Врачи по опыту знают, что потом эти больные благодарят за возвращённое сознание.
Бог смотрит на нас с позиции вечности. Он знает, что умереть нам в состоянии страстном, которое есть подобие сатане, — это значит, оказаться в вечности с ним, в геенне огненной. Но как нас призвать к исправлению жизни? У Господа есть очень простое средство: Он не запрещает бесам, которых мы сами к себе притягиваем своими грехами, делать нам пакости. От этих бедствий становится так тяжко, что человек начинает задумываться о том, как выбраться из навалившихся бед. Даже неверующий понимает: если его друзья причиняют ему много бед, то с такими друзьями дружбу лучше прервать, тогда и беды прекратятся. Тем более нам с позиции веры надо хорошо понимать, что многолетняя дружба (совместное совершение грехов и развитие страстей) с бесами закономерно приводит нас рабству, в котором сладко никому не бывает. Наш господин будет требовать от нас жертв (грехов) даже тогда, когда мы этого уже не хотим.
Последствия этого рабства — это скорби, беды и неприятности, случающиеся с нами в жизни. Степень их тяжести зависит от того, как мы к ним относимся. Если разумно принимаем, как горькое лекарство от страстей, ради прощения совершённых ранее грехов, укоряя себя за прошлые безобразия, то они становятся выносимыми, потому что Бог даёт терпение. Разве не стоит потерпеть, чтобы простились прошлые грехи? Терпит обычно тот, кто помнит, никогда не забывает о прошлых беззакониях. Очень важно каждому освоить аскетическое упражнение — самоукорение, от которого рождается терпение. Отцы передали нам этот уникальный опыт, с которого начинали свой путь спасения и не оставляли его никогда даже на высоких степенях духовного состояния. Приобретите книгу «Самоукорение и терпение» и делайте, но помните, что это упражнение невозможно без надежды на Бога, которая рождается от веры, то есть Вы прежде всего должны точно знать основы веры, пройти правильное оглашение.
Мы допускаем ошибки по своей воле, но Бог умеет из них извлекать для нас добро. Это добро будет получено нами, если мы не будем считать главным делом своей жизни — исправление ближних (то есть, внешних обстоятельств), но будем исправлять себя, чтобы научиться терпеть обстоятельства, видя в них премудрый Божий Промысел, направленный на наше спасение через обнаружение страстей и борьбу с ними. Помиримся с Богом, не будем спорить с происходящим, то есть с обстоятельствами, отдадим себя и ближних в руки Божии и успокоится дух наш воинственный и всегда со всем не согласный.
Молиться за ближних можно по-разному. Можно читать часами, рассеиваясь вниманием и не понимая большую часть прочитанного, тогда даже священные тексты (Евангелие) останутся не понятны нам самим, тем более, как это поможет ближним. Нужно читать Евангелие с толкованием текста для просвещения собственного ума, чтобы научиться спасению, освоить правильное покаяние. Только в том случае, если мы изменимся сами по-настоящему, — это будет видно ближним и они могут захотеть повторить наш опыт. Если мы поймём, что необходимо прощать ближним их ошибки, чтобы Бог простил нам наши, то судить виновников наших бед и неприятностей мы уже не будем. Они станут нашими благодетелями.
В период собственного исправления, когда мы сами ещё только делаем первые неудачные попытки выхода из рабства, нужно уметь отдавать ближних в руки Божии. Когда болит о них душа, будем молиться так: «В руки Твои святые, Господи, предаю раба Твоего (имя). Сотвори с ним по Твоему милосердию и человеколюбию, как Сам знаешь. Аминь». Так говорить нужно до тех пор, пока не успокоится душа. Надо верить, что миром правит Бог и никто у Него не забыт, потому что Кровь Его пролита за каждого из нас. Если ближние обидели (огорчили) нас, то помогут такие слова: «Не наказывай их, Господи, за меня. Прости их, они не ведают, что творят. Я сам всего этого и даже худшего заслужил своими прошлыми и нынешними грехами. Не отправляй их, Господи, в ад! Я сам туда не хочу и никому этого не пожелаю». Так нужно повторять несколько раз, пока не смягчится сердце и не почувствуется прощение обидчика. Так делать нужно каждый раз по ходу дня в момент, когда вспомнится обида. Вот такой молитвенный труд будет полезен нам самим, потому что он будет реальной борьбой с собственными страстями.
Бывают с нашей стороны и ошибочные действия, когда мнимым добром мы причиняем им зло. Если человек не ведёт правильной христианской жизни и сам добровольно и сознательно не причащается Святых Христовы Таин, то подавать его имя на проскомидию, заказывать о нём сорокоуст, что тоже самое, но 40 раз, — нельзя, потому что это будет ему в осуждение. Насильного причастия Бог не допускает! Читайте об этом слова святых отцов в книге «О святом Причащениии» изд. «Сибирская Благозвонница».
Радости от скорбей испытывали только святые. Когда мы пьём горькое лекарство, разве нам приятно? Но мы принимаем его сознательно и терпим ради исцеления. Отцы сказали, что первое покаяние (период) всегда горькое, но потом горечь уменьшается, и только на этапе совершенства оно становится сладким. Не будем скакать по духовной лестнице. Будем нести своё, заслуженное нами.
Обычно такие простые рекомендации помогают человеку изменить настрой и начать сознательно относиться к своему кресту. Слушайте лекции о своеволии и Божием промысле.
Сергей Михайлович.