Признаюсь честно меня огорчают некоторые недобросовестные возражения.
В этом огорчении сразу два чувства: Первое рождается от ущемлённого самолюбия, потому что я не говорю ничего от себя, но только повторяю то, что прочитал в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова),поэтому получаю регулярно оплеухи, как бы, не совсем за себя, но за мысли святителя, повторённые моим языком; эта лёгкая горечь удобно гасится тем, что и его самого при жизни шпыняли и сейчас некоторые (в том числе лица священного сана) относятся к нему крайне пренебрежительно; укрепляют меня слова Господа: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня (Ин. 15: 20-21). Второе огорчение бывает за тех, кто имеет реальную возможность свободно изучать труды святителя Игнатия, но почему-то этого не делает. Ещё более горько бывает тогда, когда говорят, что читали его труды, но сказанного мною в лекциях, там не встречали. Такое может случиться только при одном условии: душа человека не готова принимать ту нищету духа, которой пропитано каждое слово его сочинений. Но, вспомним, что нищета духа – это самая первая ступень Евангельских блаженств – той самой единственной лестницы, возводящей человека от земли на Небо. Если человек не имеет ещё нищеты духа (поскольку трудов святителя Игнатия принимать не может), то встаёт справедливый вопрос: а начал ли он своё спасение? Или ещё только топчется возле дверей, размышляя слишком долго о том, в какую именно входить: в тесную или в широкую? Однако, и здесь Господь премудро предупреждает нас: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их (Мф. 7: 13-14). Что же это за тесные врата, которые находят лишь не многие люди? Это и есть нищета духа! А узкий путь, начинающийся с узких врат, – это борьба со страстями вплоть до кровавого пота!
Недаром святителя Игнатия называют учителем покаяния. Он сумел, кроме всего прочего, очень чётко и подробно описать первые шаги покаяния, то есть именно то, с чего только лишь и может начаться спасение: нищету духа, сокрушение сердца, плачь о грехах, самоукорение. Его труды – это бесценное сокровище для нас – христиан последних времён. Это – мёд, который он собрал, как премудрая пчела, с луга духовного, то есть из творений древних отцов. Самим нам такое недоступно по причине помрачения нашего ума. Если бы мы пытались сами искать эти узкие врата, то неминуемо попали бы в широкие, ведущие в погибель. Именно поэтому Господь и говорит с горечью, что широкими вратами входят многие, как не способные самостоятельно отличить их от узких. Вот так велико для нас значение писаний святителя Игнатия!
Но почему же некоторые люди, читая его труды, не принимают того мёда, который в них, как в сотах, содержится? Ответ тоже прост! Один мёд вкушать невозможно – слишком приторно. Обычно его запивают чаем. Так и духовный мёд нищеты духа можно вкушать только, растворяя его слезами искреннего сожаления о содеянных грехах и беззакониях. Если кто не сокрушился ещё сердцем, не увидел всей мерзости своей прошлой жизни и не готов отречься от своей умности и мнимой праведности, (удобно отрекаются те, кто впал в большие искушения), тот и не может сокрушиться сердцем, не обретает нищету духа – такому и мёд творений святителя Игнатия кажется приторным и неприемлемым. Жаль таковых!