Недавно слушал Беседы с батюшкой на ТВ Союз. Там архимандрит Исидор (Минаев) говорил о спасении. Прозвучала такая фраза: Чем виноват перед Господом человек, родившийся, например в Таиланде, который был посвящен в буддистскую веру и никогда не имел возможности слышать о Христе? Господь будет судить его по совести и у него тоже есть надежда на спасение.
Обсуждая в своем храме вопрос спасения с одним братом, он мне сказал примерно подобное, на что я ему ответил, что Господь, видя веру человека, его желание и способность ко крещению, обязательно пошлет ему православного священника или как-то по-другому устроит это. На что он мне ответил, что это просто теория, ничем не подтвержденная. И что если такой человек не спасется (дикарь какого-нибудь племени или еще кто, не имевший возможности слышать о Христе), то получается, что Господь предопределил участь каждого человека заранее, что есть неверное мнение.
Как Вы посоветуете мне отвечать в подобных случаях?
Ответ:
Здравствуйте, Павел.
Суд над язычниками, реально никогда не слышавшими о Христе, можно допустить, будет происходить по закону совести, как это было над языческими народами, жившими до Христа. Но вероятность положительного решения Суда ничтожна, потому что совесть у каждого своя собственная (карманная), и нравственность утверждена языческая (с идолопоклонством и смертными грехами).
Если бы совесть (голос Божий в человеке) сохранялась у язычника неповреждённой, то она звала бы его к поиску Истины и он непременно находил бы Её (у Бога способов много — и это не пустая теория, а реальная практика, многократно подтверждённая в Писании и в житиях святых).
Совесть — это голос Божий в человеке. Неужели язычники слышат голос Божий и живут по нему??? Если бы слышали, то тогда бы жили по Евангельски, никогда не читав Евангелия. Но не слышат голос совести потому, что долгими годами греховной жизни растаптывают его! Потому и потребовался сначала Ветхозаветный Закон, а потом и Евангелие, чтобы реанимировать совесть в людях.
Никак Бог не предопределил участь язычников, потому что у каждого из них есть свобода слышать, читать и спрашивать. Также и голос совести, как призыв Божий к Истине, действовал, как и в любом человеке на земле, пока не был растоптан.
Подобно язычникам, и мы топтали свою совесть в советское время, выбирая по своей свободе грех.
Сергей Михайлович.