Вы говорите, что что человек, сам ещё живущий в грехах и страстях, не может спасти другого грешника точно так же, как не умеющий плавать, не может спасти тонущего. Но ведь не умеющий плавать, может спасти утопающего, бросив спасательный круг, т.е. помолиться об этом человеке. На то ведь и дана нам молитва. И преподобный Серафима Саровского говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» и царь – страстотерпец Николай говорил: «Нет такой жертвы, на которую бы я не пошел ради спасения России».
Ответ:
Где Вы взяли такое утверждение? У кого из святых отцов написано так? Заметьте, что в своих комментариях Вы не даёте ссылок на Священное Писание и на отцов. Это даёт Вам право легко и быстро критиковать, не отвечая за свои слова, а меня понуждает долго и кропотливо опровергать Ваши ошибочные мнения, тратя на это уйму времени. Так неприлично вести богословские споры. Возьмите на себя труд, подобный моему: докажите все свои высказывания точными ссылками. При таком подходе большая часть ваших ошибок будет обнаружена Вами самостоятельно! Простите, себя опять пожалел. Продолжим. Вы рассматриваете вариант с тонущим и не умеющим плавать, не соответствующий реальной духовной действительности. В Вашем сценарии один из них почему-то оказался на берегу. Кто его вытащил? И кто ему в руки дал спасательный круг (молитву)? Обо всём этом Вы умалчиваете, создавая иллюзию, в которую так приятно Вам же верить. Но вернитесь в реальность духовной жизни! С чего Вы взяли, что тот, кто сам ещё пребывает в грехах и страстях, может оказаться на берегу? Такой непременно сам тоже находится в воде на расстоянии примерно 100 метров от берега, не чуя дна под собою. А тот, кто тонет, находится несколько дальше, на расстоянии примерно 120 метров от берега. В духовном плане, тонут оба. Оба же не умеют плавать. Тот, кто ближе к берегу, может посчитать своё положение более надёжным, но всё равно ведь до берега очень далеко. Забыв, что сам не умеет плавать, он вдруг захочет спасти второго. Что из этого желания будет полезного в реальной жизни? Если кто-нибудь с берега не окажет помощь, то непременно эти оба несчастных утонут. В Вашей версии один уже выплыл, то есть он научился плавать, то есть победил свои смертные грехи и ведёт успешную борьбу со страстями. Мало того, кто-то дал ему в руки спасательный круг – молитву, что в духовном плане является очень большим достижением (надеюсь, что Вы знакомы с учением о степенях внутреннего делания, в котором молитва гласная названа самой примитивной). Первые три этапа молитвы – для очищения собственного сердца. На четвёртом – ум вводится благодатью в сердце и молитва приобретает совершенно новые качества. Этого достигали редкие подвижники даже в прошлые времена, а что ждать в нынешние. Ещё более редкие достигали 5-го этапа, а на шестом были только исключительные — это тайнозрители, подобные преподобному Симеону Новому Богослову, который, кстати, сказал, что примирять человека с Богом могут только те, кто сами уже примирились с Ним и особо к Нему приближены. Скажите, в Вашем иллюзорном варианте кто таков тот, кто не только стоит уже на берегу, но ещё имеет в руках и спасательный круг – внутреннюю молитву 5-го этапа и готов поручиться за грешника, взяв на себя ответственность перед Богом за его исправление? Где Вы таких сегодня видели? Из известных старцев – всего несколько имён, доступ к которым практически невозможен. Тогда кого Вы имели в виду стоящим на берегу с чистой сердечной молитвой 5-го этапа? Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — обличают Вас самого. Сами отцы писали, что достигают этого редкие, после 20 лет великих подвигов в уединении, потому что это высокая седьмая ступень Евангельской лестницы блаженств: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5: 9). То, чего достиг великий святой и какими трудами, мы ни постичь умом, ни сделать не можем. Что же мы тогда берёмся вымаливать других грешников, сами ещё нуждаясь в прощении своих грехов? Более подробно об этом можно читать в приложении к книге «Гордость» (уже упоминал). Яркий и вразумляющий пример того, чего стоит вымолить грешника, приведён в книге «Дивный старец», когда преподобный Серафим получил от бесов удар в спину, подобный молнии, за то, что вымолил грешницу. У нас в приходе есть «герой», пытавшийся вымолить нечаянно погибшего паренька. Последствия самые жуткие: взбесновался вплоть до полного помрачения ума, став как животное; уже неоднократно лежал в психбольнице, выбраться в нормальное состояние никак не может. Вот наказание! Вы ошибаетесь, когда говорите, что молитва дана нам для того, чтобы молиться за других. Нет! Прежде всего нам надо молиться о прощении своих грехов и исцелении своей души. Затем второй этап: молиться о стяжании добродетелей. Только потом можно помочь окружающим. Неужели Вы об этом не знаете??? Пример царя Николая к нам грешникам не относится. Он – помазанник Божий и в ответе перед Богом за весь народ. Недаром сказано: народ согрешит – царь исправит; царь согрешит – народ исправить не может. Мы же с Вами говорим о простых людях, которые ещё сами нуждаются в прощении собственных грехов.