Не могу согласиться с тем, что за ошибку Адама и Евы страдает всё человечество, что все теперь инфицированы грехом. Почему за грех одних, к которым, вроде бы, не имеем никакого отношения, страдают другие. Я не понимаю эту историю про Адама и Еву, она кажется мне выдуманной. Помогите разобраться.
Ответ:
История про Адама и Еву является основополагающим моментом всего вероучения Церкви. Если не принять эту историю, то значит не принять веру вообще. У христианина должны быть точные знания основ веры, пусть даже эти знания будут простыми, но обязательно точными. Представьте, если проектировщик каких-нибудь сложных и ответственных конструкций, от которых будет зависеть жизнь людей, плохо учился в начальной школе и путает знаки: прибавить и отнять, умножить и разделить… Конечно, в реальной жизни вряд ли такое случится, а вот в духовной жизни – сплошь и рядом. За последние десятилетия в России крещено огромное число людей (около 100 миллионов) и почти никто из них не обучен основам веры, то есть, не оглашён. В результате, лишь малая часть ходит в храмы, но ещё меньшая сознательно исповедуются и причащаются, потому что нет фундамента веры.
История первых людей – это часть Священного Писания Церкви, Которое есть слово Божие, Которое есть Истина. Ничего в Нём нельзя изменить, ничего из него нельзя выбросить и ничего в Нём нельзя истолковать произвольно! Вот как всё серьёзно! Небрежность здесь недопустима. В делах малозначительных мы, почему-то, бываем иногда внимательны, аккуратны и серьёзны, а в деле ВЕРЫ – допускаем произвол и самость. Все наши занятия, касающиеся веры в Бога, относятся непосредственно к Нему Самому, то есть: не хотим знать веру, значит, не хотим знать Бога; имеем произвольные понятия о вере, значит, допускаем произвол по отношению к Богу; презираем заповеди Христовы, значит, презираем Самого Христа; не верим словам Писания, значит, не верим Господу, давшему это Писание; часть принимаем, а часть отвергаем, значит, расчленяем Бога; вводим в веру свои кривые понятия, значит, ставим на один уровень себя и Бога, подражая сатане; соединяем ложь с Истиной, значит, пытаемся соединить диавола и Господа. Такими делами натягиваем на себя приговор: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10). Что это за проклятье? Это невидимая, неосознаваемая власть злого духа над человеком, которая завершится схождением в ад.
Состояние внешней веры очень опасно, когда человек считает себя христианином, а реальных дел веры (исполнения заповедей) не делает. Таким говорит Господь: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3: 15-16).
Правда Божия превышает всякую нашу человеческую правду, которая в сравнении с Божественной всегда будет кривдой. Сравните мнение простого рабочего, не знающего реальной финансово-экономической, производственной и рыночной ситуации, и мнение директора предприятия, обладающего объективными знаниями. Явно, что мнение директора будет более правильным. Сравните мнение высококлассного специалиста с мнением дилетанта. Кому доверите делать операцию на сердце: известному хирургу в области кардиологии с мировым именем или студенту 1 курса медицинской академии? Пожалуй, в последнем примере надо заменить «студента медицинской академии» на «студента горного института» – так будет ближе к реальности. Видите, даже в простых жизненных обстоятельствах и то понятно, что специалистам доверия больше. Теперь поймите, что Бог – это бесконечная премудрость, а человек – ничтожная пылинка, всего лишь творение Божие. И эта пылинка вздымается на Самого Творца, пытаясь спорить с Его установлениями! Ничтожество (это не оскорбление, а реальная правда, потому что Бог сотворил весь мир из ничего; ничто не потребовалось Ему для создания мира) пытается восстать против Бесконечного. Ум человека не способен постичь Ум Божий точно так же, как в литровую банку невозможно влить даже ведро воды, тем более не войдёт в банку целый океан. Но Бог больше океана, потому что Он сотворил все океаны. Бог бесконечен, а человек – ограничен, но любое конкретное число, пусть даже большое, по сравнению с бесконечностью – ничтожно мало, стремится к нулю. Этих знаний вполне достаточно для разумного человека, чтобы перестать враждовать против правды Божией. Надо принимать её такою, как она есть и не спорить. Причём, принимать надо на веру, не требуя доказательств, — на то она и вера. Требующий доказательств – не верит!
Однако, ум современного человека сильно испорчен гордостью и самомнением. Если не привести такому хотя бы каких-то объяснений, то он никак не может успокоиться и принять. Что ж, можно добавить несколько конкретных слов. С Адамом и Евой у нас всех существует прямая родственная связь. Они – наши прародители, точно так же, как непосредственные родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д. Кстати, имена скольких поколений своих предшественников Вам известны? Знаете, как звали прадедушку? А прапрадеда? Видите, как мы ограниченны? Если их имён не знаем, то знаем ли как они жили, как верили, как заповеди исполняли, чем грешили, как умерли? В результате, мы смотрим на жизнь очень субъективно, через узкую щель своих крайне ограниченных знаний даже в настоящем, не говоря уже о прошлом. Как же мы можем точно судить о происходящем, если далеко не знаем всего того, что послужило ему причиной. Но Бог знает всё и почему бы нам не довериться Ему? Он милостив и благ и не творит никакого зла, но из всякого случившегося в мире зла умеет извлекать добро, иначе Он не попустил бы этому злу быть. Почему же мы не согласны с Ним? Бог не может ошибаться, потому что Он – Истина. Почему же мы сомневаемся? Причина – в нашем неверии!!!
Вернёмся к Адаму и Еве. Творец так установил, что всё человечество началось с двух первых людей. Наше высокоумие здесь сразу же готово дать совет Богу: «Можно было ещё одну пару сотворить. Другие, может, и не согрешили бы?». Но Бог премудр и постичь Его действия мы не можем, как в литровую банку не вместится океан (было сказано раньше). В пределах свободной воли первых людей находилось: быть всегда послушными своему Творцу, чтобы вечно наслаждаться Его благодатью, достигая постепенно совершенства, то есть, приходя в состояние обожения, становясь богами, подобными Богу или ослушаться Творца, нарушив Его заповедь, с наступлением трагических последствий – смерти. Не сами, но по коварному совету сатаны, люди выбрали второе, поверив более злому духу, нежели Богу. Скажите, что в этой истории не понятно? Всё очень просто! Наша свободная воля, как дар Творца, даёт нам право поступать так, как мы хотим. Разве не так живёт каждый из нас? Получая добрые советы от умных и заботливых людей, разве все их мы выполняем? Или только те, которые нам угодны? Не делаем ли мы порой то, что делать нельзя, потому что очень этого хочется? Так бывает даже вопреки голосу совести! В нас действует тот же самый дар свободы, как в первых людях. Но свобода предполагает и ответственность!
Посмотрим, какая ответственность постигла первых людей после нарушения Божией заповеди? Бог предупреждал, что будет смерть. Но мы знаем из Писания, что они прожили ещё около 1000 лет, то есть телесная смерть наступила не сразу, а с некоторым замедлением, но вот духовная смерть произошла немедленно. Что это за духовная смерть? Разберёмся подробно, потому что это вопрос принципиальный. Вспомним, что Бог есть Жизнь и источник Жизни. Сотворённые Им люди получили не только простую возможность существования, подобно животным, но и возможность соединения с Самим Творцом. Святой Дух Божий пребывает в них, сообщая им состояние вечной жизни, которое характеризуется следующим: бессмертие, безболезненность, благость (добродетели, как подобие Богу), блаженство с возможностью развития вплоть до обожения. Но преступлением заповеди Божией люди оттолкнули от себя Духа Святого, лишившись разом всех Его даров. Бессмертие физическое заменилось на смертность (древние жили долго, а мы – нынешние живём уже очень коротко). Безболезненность заменилась на заболеваемость (чем более существует человечество, тем более видов болезней и тем более их агрессивность, сложность и неизлечимость). Благостное состояние добродетелей заменилось на горестное состояние, вызванное действием страстей, которые есть подобие сатане. Блаженная сладость любви Божественной заменилась на страх и отчаянный поиск наслаждений земных, временных, краткосрочных, ложных, а зачастую и греховных, приводящих к муке вечной. Эти новые качества, которые начали действовать в человеке после грехопадения, называются состоянием вечной смерти. Сравните два описанных состояния! Видна ли принципиальная разница? Точно ли понятно, что блаженная жизнь при непосредственном общении с Богом заменилась на рабство сатане при неминуемом схождении в ад??? С этого трагического момента изменилась и будущая участь всех потомков, которые теперь рождаются в этом состоянии и от самого своего зачатия проданы в рабство. Если не понимать этого (этой самой истории про Адама и Еву), то невозможно и понять значение искупительной Жертвы Господа Иисуса Христа, значит, невозможно и быть христианином.