Данное пособие, помогающее в борьбе со страстями и при подготовке к Исповеди, уже неоднократно издавалось в составе книги «Страсти — болезни души. Избранные места из творений святых отцов», рекомендованной к печати Издательским советом Русской Православной Церкви. Эта книга, вышедшая впервые в 2011 году в издательстве «Сибирская благозвонница» (г. Москва), всего за 3 года выдержала 7 изданий общим тиражом около 100 тысяч экземпляров. Объясняется это только тем, что в современных христианах еще не утрачено желание узнавать себя, исправлять свою жизнь, вести борьбу со страстями. Именно этим, на наш взгляд, обусловлена востребованность такого пособия, как «Дневник кающегося», который уже более пятнадцати лет успешно используется в приходской практике (Дневник начал применяться еще до его официального издания).
Существует мнение, что списки грехов, подобные этому, совсем ни к чему и что такое переписывание грехов приводит к формальному отношению к Исповеди, ведь главное — иметь раскаяние. Тогда встаёт вопрос: как родится раскаяние, если человек не видит своих грехов? Приходит на Исповедь, а грехи назвать не может, только самые грубые и явные, а порой и их не считает грехами. Но когда при помощи того же Дневника человек внимательно рассмотрит себя, то он сможет осознать, что в его жизни было греховного. Не поняв, какие из наших поступков греховны, невозможно и признать их грехами, не признав их таковыми — невозможно в них раскаяться. Грех необходимо признать за грех! А чтобы это сделать, человеку нужна помощь, нужен какой-то перечень.
Главное и существенное отличие данного пособия в том, что грехи в нём разделены на восемь больших групп — страстей. Такое деление мы встречаем у большинства святых отцов, в том числе и у святителя Игнатия (Брянчанинова). Поскольку в каждой страсти указано достаточное количество примеров грехов, любой с помощью Дневника может увидеть, какие грехи характерны именно для него. Во всех страстях грехи разделены по степени тяжести: смертные, тяжкие и простительные. Для чего необходимо такое деление? Во-первых, чтобы понять, какая страсть в нас более всего развита; во-вторых, чтобы вести со страстями качественную борьбу: ведь может быть и так, что какие-то явные проявления страстей мы уже признали, в них покаялись и стараемся больше не совершать, а другие — за грехи не считаем, хуже того, можем их любить, и этим продолжаем подпитывать страсть, от чего и впадаем вновь в смертные и тяжкие грехи, которые нам уже противны и мы не хотим их повторять. В этом-то и кроется причина повторения грехов, когда мы из раза в раз чуть ли не под копирку пишем и приносим на Исповедь один и тот же список.
Продолжая сохранять страсть в своей душе (позволяя себе «любимые грешки»), мы похожи на людей, которые опасаясь воров, заперли дверь (перестали совершать одни грехи), но оставили открытыми форточки (продолжаем совершать другие грехи по этой же страсти). Через эти «форточки» из-за нашего незнания и нерадения входят в дом нашей души духовные воры, наши враги — бесы, и похищают все доброе, что мы хотели бы иметь. В итоге даже наши усилия против одного проявления страсти, уже признанного за грех, не приносят должного результата из-за того, что с другими её проявлениями мы не боремся, а иногда и не желаем бороться, потому что из-за любви к ним не представляем себе жизни без них. Поэтому, чтобы вести качественную борьбу со страстями, очень важно знать и замечать не только грехи смертные и тяжкие, но и условно простительные. Условно простительными грехи названы потому, что если их замечать и сразу каяться, то они не отрывают человека от Бога, а если не каяться тут же, то их может накопиться столько, что они могут быть равны по тяжести смертному греху. Это похоже на то, когда и большой камень (смертный грех), и мешок с песком (множество простительных грехов) одинаково тянут пловца на дно. Но это не значит, что мы должны отчаиваться, ведь всякий грех может проститься человеку, если он принесет искреннее покаяние. Также нельзя впадать и в другую крайность — ждать от себя безгрешия, ведь от простительных грехов не были свободны даже святые. Наша задача — не заедать себя, доводя до отчаяния, а по мере сил трудиться над собой с надеждой на Бога, быть к себе внимательными, замечать свои грехи (в том числе простительные) и каяться в них.
В «Дневнике кающегося» содержится довольно обширный перечень грехов смертных, незнание которых на сегодня является серьезной проблемой. Практика показывает, что многие из этих грехов не признаются, как смертные, а о некоторых даже стыдятся говорить, настолько они неприличны. Так или иначе, но это приводит к тому, что сегодня нередко можно встретить людей, считающих себя православными христианами и при этом живущих в смертных грехах. Но, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), даже один нераскаянный смертный грех может утянуть душу в ад. Оттого он и назван смертным, что наносит душе смертельную рану, т.е. убивает душу, отрывая ее от Христа. Если это так, то знать эти грехи крайне необходимо, чтобы не только принести в них раскаяние, но и прекратить совершать их. Смертный грех, а тем более повторяющийся, говорит о сильно развитой страсти, которая и порождает этот смертоносный плод. Чтобы ослабить страсть — эту смертельную болезнь души, нужна качественная борьба с нею по законам, изложенным в аскетических творениях святых отцов Церкви. Это происходит подобно тому, как при исцелении смертельной болезни тела применяют длительное и серьезное лечение в соответствии с медицинскими учебниками и справочниками.
Важно понимать, что совсем недостаточно просто выписать примеры грехов из «Дневника кающегося» и принести их на Исповедь. Прежде необходимо изучить теоретический материал о каждой из восьми страстей, тогда Дневник окажет большую пользу в борьбе с ними.
К сведению читателей добавим, что «Дневник кающегося» выдержал несколько редакций. Первоначально в нём содержался только перечень грехов, который приведён в статье святителя Игнатия (Брянчанинова) «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями». Но для современных христиан он оказался слишком короток и не всегда удобен для понимания из-за наличия церковнославянских выражений и специфических монашеских грехов. Поэтому при второй редакции перечень грехов в каждой страсти был расширен: включены дополнительные примеры, взятые из «Опыта построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В дальнейшем возникала необходимость дополнять и редактировать примеры грехов, которые выявлялись в ходе многолетней работы с прихожанами и вследствие поступающих предложений и замечаний, в том числе и от священнослужителей, применяющих данное пособие в своей пастырской практике. Таким образом, читателю предлагается последний вариант «Дневника кающегося».
ИС 12-203-0196
Понятие «простительный грех» заимствовано у святителя Игнатия (Брянчанинова). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений: в 7 т. Т. 3. Слове о смерти. М.: Паломник, 2006. С.162.
Более подробно на эту тему см. алфавитный указатель на сайте: www.uralzvon.site.
Это можно сделать, используя уже имеющиеся материалы (книги, аудио и видео). См. библиотеку и алфавитный указатель на сайте: www.uralzvon.site.