Примерный список грехов по страсти гордость
— сомневались в бытии Бога;
— отрицали бытие Бога;
— хулили Бога (оскорбляли, презирали);
— отрекались от Бога;
— переходили в другую веру;
— уходили в раскол, в секту;
— распространяли ложное учение (ересь);
— упорствовали в заблуждении, спорили, противоречили вероучению Православной Церкви;
— имели произвольное понятие о Боге, о Церкви, о спасении — не желали познать Истину, спокойно жили в заблуждениях;
— непризнание грехов грехами в соответствии с Евангелием, некоторые из грехов не считали таковыми, не оценивали свои поступки, слова, мысли, чувства с точки зрения заповедей Божиих, борьбу с грехами не вели, не каялись в грехах, говорили: «А какие у меня грехи? Никого не убивал… и т. д.»;
— установление собственных заповедей и жизнь по ним;
— не признавали Бога Творцом, а себя и весь мир — творением;
— утверждали, что все религии равны и ведут к одному Богу;
— считали, что в Церковь ходить не обязательно, а достаточно просто верить;
— считали, что для спасения достаточно только верить, а как верить, не важно;
— произвольно понимали Священное Писание, не читали толкований;
— отвергали многовековый опыт Церкви, искали свою дорогу к Богу;
— требовали от священника прощения грехов без покаяния, без изменения жизни;
— считали, что достаточно только назвать грех на исповеди, не исправляя его, и он автоматически простится;
— обвиняли Бога в собственных грехах, оправдывая совершенные грехи словами: «Видно, так Богу было угодно, коль я согрешил»;
— дерзали причащаться, не исповедуя правильную веру, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (такое причастие оборачивается в осуждение и в смерть вечную);
— дерзали причащаться, находясь под епитимией;
— не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (против 80‑го правила VI Вселенского Собора);
— колдовали, ворожили, гадали, «лечили» заговорами, кодировали, вызывали духов, контактировали с НЛО, пытались «воскресить» умершего, «общались» с умершими, занимались экстрасенсорикой, медитацией, аутотренингом, тем самым входили в общение с демонами;
— обращались к колдунам, магам, чародеям, «целителям», «бабкам», экстрасенсам, «ясновидящим», прибегая к помощи злых сил;
— верили во всевозможные приметы и суеверия, доверяли снам, строили жизнь по «сонникам» и гороскопам;
— прелесть: льстим себе, что чисты от грехов, святы, достойны Божественных откровений, достойны общения с Ангелами, видения Ангелов, святых, Господа, Пресвятой Богородицы;
— искушали Господа, говоря: «Если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет»;
— попытка самоубийства;
— самоубийство;
— вера по расчету: ожидание от Бога благ в обмен на немощные попытки христианской жизни;
— ожидание от Бога того, чего нам хочется;
— обида на Бога, если не решаются наши проблемы;
— верили только тогда, когда всё складывалось по-нашему;
— не верим, что Бог всесилен и может избавить нас от греха при нашем искреннем желании, подтвержденном реальными попытками борьбы;
— не признавали своего рабства диаволу, что человек стал жилищем сатаны;
— знали о своём грехе и не хотели исправляться, испытывали долготерпение Божие;
— забывая о своей греховности и немощи, пытались «вымаливать» других грешников и даже самоубийц;
— в записки о поминовении на проскомидии включали иноверцев, раскольников, сектантов, некрещеных, самоубийц, а также не исправляющихся, не кающихся грешников, живых или умерших без покаяния;
— чтение книг еретических, противоречащих вероучению Православной Церкви;
— стремление командовать, управлять, властвовать над другими;
— лжём, оправдываем ложь необходимостью обстоятельств, лжём даже просто так, по привычке;
— зависть (желание того же, что видим у ближних, или мрачное чувство расстройства в сердце оттого, что мы чего-то не имеем, а у других это есть: достаток, счастье, положение в обществе, здоровье, способности, красота, рост, сила, успехи);
— высокомудрие, самомнение, уверенность в своей правоте, не основанной на Священном Писании и Предании Церкви;
— самолюбие: почитание себя превыше всех и презрение тех, кто не согласен с нами, вражда против тех, кто «задевает» нас;
— желание «долго жить», не задаваясь вопросом о смысле жизни, о Суде Божием, о посмертной участи;
— человекоугодие: угождение человеку из-за страха перед ним; готовность согрешить, если потребуют этого от нас; Бога не боимся, а человека боимся;
— начальникам раболепно подчиняемся, подчинённых безжалостно укоряем;
— не уходим из таких компаний, где осуждают, играют в карты, упиваются вином, сквернословят, хулят Бога, Церковь, боимся потерять отношения, раболепствуем;
— утверждаем, что «всегда верили», «всегда Бога вспоминали», «всегда с Богом жили», что всегда имели «Бога в себе, в своём сердце» (при этом показываем рукой на грудь), однако, сами грубо нарушаем заповеди Божии, даже не зная их и не приступая к исповеди и Причастию;
— говорили «грешны во всём», признавая себя грешниками на словах только, а на деле не могли назвать своих грехов и не боролись с ними;
— поминали умерших водкой, организовывали застолья на кладбищах;
— подавление ближнего грубым словом или колкой насмешкой, чтобы не возносился как мы или выше нас;
— наглость, дерзость;
— строптивость: неспособность подчиняться во всём, что не противоречит заповеди: подчиненные начальникам, дети родителям и учителям, младшие старшим, жёны мужьям;
— долго не успокаиваемся от обид, жалеем, что мало наговорили, мало ответили обидчику, в мыслях долго спорим с ним, оправдываем себя; будем рассказывать другим об этом случае, очерняя обидчика и обеляя себя; будем придумывать способы отмщения и пр.;
— в окружающих людях видим врагов;
— не способны просить и обращаться за помощью, гордость не позволяет: а вдруг откажут, тогда будет обидно — лучше сами как-нибудь;
— стремление жён командовать в семье, самостоятельно распоряжаться деньгами;
— прекословие (пререкание) со старшими, с родителями, с начальниками;
— божились и клялись именем Божиим, прикрывали ложь божбой;
— клялись жизнью (даром Божиим), здоровьем, своими детьми, матерью;
— требовали клятв от других;
— забвение и долгое исполнение обещания, данного Господу, даже если уже получили просимое;
— не почитали священников, избегали благословения, не хотели принимать Таинства от священников, считая их грешными и недостойными;
— отказывались от лечения по причине гордости («Я сильный — всё вытерплю»), хотя болезнь была опасной для жизни;
— считали, что достойны вечной жизни и спасёмся независимо от того, что живём во грехах;
— самонадеянность: надеялись на собственные силы и способности, знания и опыт, на свои «добрые» дела, на свои молитвы, посты, забывая, что без Бога спастись невозможно;
— попытка исправиться от недостатков собственными силами или исправить других без помощи Божией, при этом главная опора во всех наших делах — «я сам»;
— ставим себе цель «стяжать Духа Святаго» без понуждения себя к терпению, кротости, смирению, целомудрию, забыли, что Бог гордым противится, а только смиренным даёт благодать;
— о Боге вспоминали только тогда, когда все способы уже испробовали;
— проповедовали веру, хотя не имели на то благословения;
— самонадеянно наставляли, научали, давали духовные советы, хотя сами мало-опытны и немощны в вере; «спасали» от грехов других;
— неспособность к послушанию;
— неперенесение обличений;
— легко прощаем себе свои недостатки; в чём себя оправдываем, в том других осуждаем;
— превозносимся над другими, считаем себя лучшими, своё мнение более правильным, а дело важным;
— ждём услуг от ближних, требуем, чтоб нам все помогали, сами же не спешим на помощь;
— гордость за успехи детей (забыли, что всё доброе в нас от Бога);
— требуем, чтобы нас обязательно простили, для нашего самоуспокоения, «выжимаем» такое «прощение» из обиженного нами человека;
— брезгливы во всем и всегда;
— не умеем благодарить Бога за Его милости к нам.