ЧТО СДЕЛАЛ БОГ ДЛЯ ПРИМИРЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ
Для примирения с человечеством, для того чтобы вернуть Свое любимое творение в состояние вечной жизни, Господь совершил великое чудо, «домостроительство спасения рода человеческого», как называют это святые отцы. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него… Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 9–10).
Сын Божий пришел в мир, родился от Девы Марии, соединив в Себе Божественную природу и человеческую. В этом таинственном, непонятном для нашего ума воплощении было воссоздано и обожено, в лице Нового Адама — Иисуса Христа, человеческое естество, убитое ранее первородным грехом. Теперь уже не пророки, а Сам Бог преподает Благую весть о спасении человеческого рода, и Сам Он показывает пример исполнения заповедей, в том числе и высшего закона любви: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Через Жертву Сына Божия происходит примирение человечества с Отцом Небесным: Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою… потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5, 18–19).
Как же это произошло? Страданием и смертью Иисуса Христа на Кресте: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8); Христос за всех умер (2 Кор. 5, 15); Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17); вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29); Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28); Он же … явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евр. 9, 26); Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5, 2). Итак, уразумеем, что для восстановления мира с Отцом Небесным потребовалась крестная смерть Сына Божия.
Безгрешный, а потому и бессмертный Сын Божий, заменяя Собою нас, добровольно понес страдания, добровольно умер за наши грехи на Кресте и сошел вместо нас в ад. Но ад не смог удержать Безгрешного. Что может сделать тьма против Света? Что мог предпринять сатана со всем своим полчищем против всемогущего Творца? Сила вражья повержена! Закончено полновластие диявола над родом человеческим, наступившее с момента грехопадения прародителей. Души праведников изводятся из вечной темницы и восходят вслед за Христом в рай: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25).
Бездыханное Тело Иисусово было снято с Креста и положено в гроб, но не подверглось тлению, потому что принадлежало Богу — Источнику жизни. Христос воскрес, как Он и предсказывал Своим ученикам: и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33–34). Теперь, после славного Воскресения Христова, всякий верующий в Него может надеяться, что если и умрет, то вместе с Ним и воскреснет: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40).
Своей Человеческой природой Сын Божий возносится на Небеса к Отцу Своему: А теперь иду к Пославшему Меня… лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 5, 7, 13). Дух Святой образует на земле Церковь Христову, в таинствах которой подается человеку спасительная благодать Божия. Теперь Церковь земная становится новым раем, подобным первозданному, а Господь Иисус Христос стал Новым Адамом, через духовное рождение от Которого в таинстве Крещения мы и обретаем вечную жизнь и усыновляемся Отцу Небесному: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 26–27). Вот сколько благ совершил Бог для примирения с человеком.
Но Искупительная Жертва не действует насильственно, поэтому апостол и призывает: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20). От человека требуются встречные шаги к примирению. Добровольно отпавший теперь должен добровольно понудить себя к возвращению, правильно употребив дар свободы.