СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ
Вспомним прежде, каким славным был сотворен человек: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). В этих словах скрыта великая тайна: человек наделен умом, свободной волей и бессмертием. В нем, сотворенном из земли, — и создал Господь Бог человека из праха земного (Быт. 2, 7), — образ Самого Творца. Премудрый, самосущный, бесконечный Бог отобразился в Своем творении — человеке подобно тому, как фотография имеет в себе черты оригинала. Поскольку первый человек еще чист (безгрешен), ничто не препятствует Святому Духу пребывать в нем, наделяя душу добродетелями: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Дыхание жизни это и есть Дух Святой, от присутствия Которого душа имеет состояние вечной жизни, духовного блаженства, истинного счастья и радости, мира с Творцом, абсолютно естественного и существенно необходимого.
Имея в себе образ Божий и подобие Богу, человек превосходит все прочие творения, поэтому закономерно получает власть над ними: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26). Человек при сотворении наделен такой мудростью, что способен проникать в сущность естества всех творений Божиих, поэтому он дает названия или имена всему живому: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). Какое удивительное сотворчество! Человек по сравнению с Богом ничтожен, а получает право дать имена всем, кого сотворил Господь. И как сказал человек, так и утвердил Бог. Какое чудное мирное
согласие между Творцом и творением!
Человек не отправлен скитаться по земле как бездомный, но поселен в особом благоприятном месте, сотворенном специально для него, в раю, в удивительном саду-дворце: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). Ни беды, ни скорби, ни болезни, ни трудности, ни смерть не угрожают там человеку. Вся природа ему подвластна, все твари служат ему с покорностью; ничто не может причинить никакого вреда. Нет даже необходимости в изнурительном труде с пролитием пота для получения пропитания: ни копать, ни удалять сорняки, ни садить, ни поливать, ни защищать от заморозков, вредителей или воров, ни заготавливать впрок не требуется. Творец все устроил так, чтобы ничто не отвлекало человека от главной задачи: постижения Бога, развития в себе еще большего подобия Ему, вплоть до обожения, в котором, по замыслу Творца, и состоит предназначение человека. Любящий Бог готов всего Себя отдать Своему любимому творению настолько, насколько сотворенная ограниченная сущность способна вместить в себя бесконечное Существо Божие.
Начаток благодати был дан человеку при сотворении, но дальнейшее ее развитие находилось в зависимости от его свободной воли. Бог дает человеку заповедь возделывать и хранить райский сад (см.: Быт. 2, 15). Но что еще можно улучшить там, где потрудился Сам Творец? Вопрос разрешается легко, если подразумевать под райским садом сердце человека в изначальном благодатном состоянии от присутствия в нем Святого Духа, одним из даров Которого является мир. Этот самый мир с Богом и должен был хранить Адам, чтобы возделывать, то есть развивать и усиливать в своем сердце действие благодати Святого Духа, все более и более уподобляясь Творцу, приходя постепенно в состояние обожения. Адам, наделенный даром свободы, мог хранить мир с Богом, оставаясь в полной покорности своему Творцу, но мог и разорвать мир через непослушание Богу и нарушение данной Им заповеди (в этом выборе между добром и злом и заключен смысл дара свободы: человек волен поступить так, как он хочет). Господь предупреждает человека о трагических последствиях возможного непослушания: от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Какое ничтожное ограничение! Тем более что от всех других деревьев разрешалось вкушать плоды: от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2, 16). Естественное действие любви в Адаме позволяет ему легко покоряться Любимому, свободная воля проявляется правильно, и мир
с Богом
сохраняется.