И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во
всех народах (Лк. 24, 47).
Работать с Дневником лучше всего с помощью опытного руководителя, хорошо знакомого с аскетическим учением святых отцов. Но и всякий искренне ищущий спасения может пользоваться им, прежде самостоятельно изучив теоретические материалы.
Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп — страстей. Каждая страсть имеет своё название и проявляется особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служением сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы взращиваем страсти — этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.
В дневнике восемь глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделены на три группы:
- жирным шрифтом выделены грехи смертные; любой из них отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной благодати и отправляет на вечные муки в ад — такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными;
- обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, которые нужно обязательно замечать, каяться в них и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их копить: от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способности замечать грехи;
- курсивом выделены грехи условно простительные. Условно потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться — они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже о смертных грехах. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый мешок «песчинок», который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха) и так же утянет душу на дно ада.
С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко грешкам, потом дальше и дальше, желая подвести нас ко грехам смертным, чтобы гарантированно заполучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, развитая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает вечной жизни.
Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (страстей) поймал нас враг. А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Так и для души — одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, при честном рассмотрении обнаружим все восемь!
Если имеем заботу о своей будущей вечной участи, то незамедлительно начнём борьбу. Дерево (страсть), которое долго растили, трудно выкорчевать, но с помощью Божией всё возможно.
Всякий грех может быть прощён христианину в таинстве Исповеди при выполнении следующих условий:
1) грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волнуясь о последствиях);
2) человеку необходимо раскаяться во грехе и включиться в настоящую борьбу со страстью, его порождающей. Степень покаяния должна соответствовать тяжести греха, чего у большинства из нас обычно не получается из-за отсутствия страха Божия, и как следствие, грехи с лёгкостью повторяются. В прежние века этому обучали духовные наставники;
3) кающемуся нужно стараться не повторять этот грех (особенно это касается грехов смертных), перестать его любить. В его сердце должен произойти разрыв с грехом, родиться отторжение греха. При воспоминании о грехе должно появиться глубокое сожаление о том, что ранее его совершали.
В левой части каждой страницы Дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй — отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей отмечается частота повторения нынешних грехов — например за неделю. Это необходимо для того, чтобы отследить динамику изменений: участился грех или стал проявляться реже. Если грех повторяется многократно, необходимо найти адекватные меры для его устранения — для этого и нужен опытный духовный руководитель.
Пример заполнения «Дневника»:
3 | 2 | 1 | Наименование греха |
⁚ ⁚ |
+ | + | не могли целиком выдержать пост, неоправданно нарушали посты; |
Всё, что будет рекомендовано для исцеления души, можно отметить на последних страницах Дневника, специально оставленных пустыми.
Надеемся, что большой перечень грехов, приведённый в каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, но поможет найти среди них свои грехи и обрести сокрушению сердца, без которого спасение не начинается.
В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в таинстве Причастия: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 2, 28–30). О том, кому запрещено причащаться, ясно говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Иное значение имеет недостойное причащение святых тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку».
Да умудрит вас Бог.
См. библиотеку и алфавитный указатель на сайте: www.uralzvon.site.
Имеется в виду жизнь по влечению страстей.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Таинах // Полное собрание творений: в 7 т. Т. 4. Аскетическая проповедь. М.: Паломник, 2006. С. 124.