Заключение
Современным людям приходится часто испытывать на себе действие печали. Такое состояние врачи называют депрессией. В словаре это слово означает следующее: «Депрессия — подавленное психическое состояние, душевное угнетение, при котором все окружающее представляется больному в мрачном виде». Немало людей вынуждены обращаться к специалистам за помощью, не имея возможности и сил справляться с этим состоянием самостоятельно. Печаль опасна: она разъедает и душу, и тело, может довести до отчаяния и нежелания жить. Так воздействует на человека злой дух, добивающийся конкретной цели: довести свою жертву до самоубийства — самого тяжкого греха, который уже никак не может быть прощен.
В медицине существуют специальные лекарства, так называемые антидепрессанты, с помощью которых улучшается настроение человека. Препарат оказывает воздействие на центр головного мозга, отвечающий за радость, и депрессия на время отступает. Настроение человека выправляется искусственно — через воздействие на тело. Душа при этом остается неисцеленной и страсть печали продолжает действовать и развиваться. Если не применять правильных духовных методов борьбы, основанных на вере и покаянии по учению святых отцов Церкви, то через некоторое время сила страсти будет преодолевать назначенную дозу препарата и придется или увеличивать дозу, или переходить на более эффективное лекарство. Чем дальше будет идти этот процесс, тем более будет зависим пациент от препаратов, вплоть до серьезных деформаций личности. Метод «тупиковый», потому что причина болезни кроется в душе, значит, и методы лечения необходимы духовные (этими словами не отвергается медицина, дающая в критической ситуации человеку шанс для изменения жизни).
Как уже было сказано, печаль рождается от неудовлетворенности других страстей (еще раз приведем слова преподобного Нила Синайского): «Не имеет силы печаль, когда нет других страстей». «Кто победил пожелания, тот победил страсти, тем не овладеет печаль»[1]. Поэтому, борьба со страстями — это первое условие победы над печалью.
Второе условие уничтожения печали — это иметь твердую надежду на Бога во всех трудностях, бедах и происшествиях, помня, что посылаются они Богом для нашего спасения: Бог не попускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния, то есть впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести (1 Кор. 10, 13). «И лукавый не в такой мере искушает душу и тяготит ее скорбию, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Пусть только душа переносит все мужественно, держась упования по вере и ожидая от Бога помощи и утешения; и невозможно, чтобы она была оставлена. Напротив того, чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и надеждою, несомненно ожидая от Него помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всякой обдержащей ее скорби. Ибо Он знает, сколько душа должна подвергаться испытанию и искушению, — столько и попускает. Если горшечник, сделав сосуды, не положит их в печь, чтобы обожженные отвердели, то не бывают они годными к употреблению людям. Но и полагая их в печь, знает он, сколько времени должно держать их в огне, пока не сделаются годными, и не оставляет их в печи сверх надлежащего времени, чтобы, перегорев, не истрескались; и опять, не вынимает прежде времени, чтоб не остались не доделанными и не годными к употреблению. Итак, если люди в рассуждении тленного имеют столько разборчивости и знания, то насколько более Бог знает, сколько имеют нужды в испытаниях и искушениях души, желающие угодить Ему и вожделевающие улучить вечную жизнь» (св. Ефрем Сирин)[2].
Не понимая духовных причин печали (депрессии) и не зная правильных методов борьбы с нею, люди, чаще всего, применяют средства противоположные, от которых печаль еще более усиливается. Так, нередко человек, впавший в печаль, предается тоске, плачу, рыданию и отчаянию, требует от окружающих утешения, исполнения своих греховных желаний, проклинает тех, по вине которых случилась неприятность. После истерики, с трудом, постепенно приходит в себя, но не надолго. Бес оставляет его на короткое время, но вскоре снова нападает и повторяется все сначала. С каждым случаем плен души усиливается, и злой дух все более и более властвует над нею: так дело и доходит до лекарств. Методами печали саму печаль не победишь!
Некоторые люди, чтобы «развеять тоску», применяют различные формы развлечений: компании, дискотеки, спиртное, телевизор, компьютер, наркотик… или пытаются дать удовлетворение той страсти, из-за действия которой появилась печаль. Но каждым случаем исполнения любого греха усиливается страсть, и в последующее время, если не исполнится страстное желание (грех), то действие печали будет еще мощнее. Таким образом, пытаясь «погасить» тоску грехами, мы усиливаем страсти, от неудовлетворения которых в последующем печаль будет еще сильнее мучить человека. Вывод понятен: надо побеждать страсти!
Среди христиан тоже встречается неправильный способ борьбы с печалью — наивная попытка «подкупить» Бога по принципу: «Ты — мне, я — Тебе». В трудных жизненных обстоятельствах, мучимые печалью (потому что не имеют крепкой веры и надежды на Бога и не ведут борьбы со страстями), люди бегут в храм, покупают много свечек и ставят их перед всеми иконами, прося святых, Пресвятую Богородицу и Самого Господа, чтобы избавили от напастей. Но Кто назначил эти испытания? Чей премудрый Промысл попустил быть этим искушениям? Разве не Сам Бог, желая нашего спасения, подвергает нас разнообразным неприятностям, чтобы сделать души смиренными, достойными Царства Небесного: «Как пенька не бывает годною для пряжи из нее тонких ниток, если не треплют ее много раз, но чем больше треплют ее, тем она делается чище и способнее к пряже — так и боголюбивая душа, подвергаясь многим искушениям и испытаниям и мужественно претерпевая скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию, и наконец удостаивается наследовать Небесное Царствие. Скорби и искушения делают душу благоискусною и твердою, если она мужественно, охотно и с упованием на Бога переносит все случающееся, с несомненною верою ожидая избавления от Господа и милости Его» (св. Ефрем Сирин)[3]. В таком случае, во всех испытаниях, не следует пытаться «откупиться» от Господа, назначающего нам эти уроки, но следует проходить их разумно, мужественно, с обязательным упованием на Бога, помня, что выше наших сил никогда не будет попущено.
Для тех, кто хочет распознать в себе печаль во всех ее проявлениях, приводим из «Дневника кающегося» перечень грехов, рождающихся от этой страсти:
— отчаяние в трудных ситуациях;
— рассуждение о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;
— нежелание жить, если с ближним случится беда или смерть;
— мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;
— отречение от спасительного креста — бегство от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божьей воли спасительной и исполнением своей воли — гибельной;
— жалуемся на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» — не можем принять все случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божьей;
— не хотим терпеливо переносить скорби, забываем, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби — это законное следствие наших грехов, подтверждающее наше грехопадение и рабство дьяволу;
— ропот на Бога и выставление Его виновником стихийных бедствий, эпидемий, войн, грабежей, убийств, смерти детей и прочих бед;
— огорчались и плакали от бессильной злобы, от унижения и оскорбленного самолюбия, от жалости душевной;
— сильное огорчение от неудач, когда срываются наши планы и мечты;
— недовольны своей участью, считаем себя достойными лучшего, говорили: «Чем я хуже других, меня не понимают, унижают, я этого не заслужил»;
— больше меры переживаем о родных и близких (особенно о детях), плачем при этом, желаем им земного благополучия, а об их будущей вечной участи забываем;
— опасение старости (как будем жить?), нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, увольнения с работы (на что будем жить?);
— огорчение от утраты (потери) чего-либо земного (вещи, деньги, украшения, имущество, работа, должность и т.д.), доходящее даже до потери не только настроения, но и здоровья;
— утрата в трудных жизненных ситуациях надежды на Бога, сомнение в безграничном милосердии Божьем, что легко доводит до отчаяния; забыли, что ничего худого не может с нами случиться без попущения Божьего; в скорбях Бог особенно близок к нам; если Бог попускает нам скорби, то Он же от них и избавляет или дает силы терпеть, а мы этого терпения не просим;
— недоверие Промыслу Божьему, не оставляющему человека в бедах, нищете и нуждах, приготовляющему для нас все потребное;
— ропот на ближних (родителей, детей, соседей, сослуживцев, начальников и пр.), выставление их виновниками наших бед;
— сильная привязанность к миру (привычки, нехристианские обычаи, традиции, увлечения, происходящие не от Евангельских заповедей, и нежелание с ними расставаться);
— постоянное размышление о земных делах и проблемах; «думы» из головы не выходят;
— неспособность безропотно переносить скорби;
— ропот на погоду, ветер, снег, дождь, мороз и пр.;
— тоска по прежней счастливой жизни;
— тоска от утраты благополучия и здоровья, от расставания с любимым человеком или детьми;
— неблагодарение Богу за все случившееся (и доброе, и худое);
— нетерпеливость (желание, чтобы поскорее разрешились наши проблемы);
— жаление себя в разных трудных ситуациях (когда необходимо потрудиться на благо ближних, выполнить дополнительную работу, или когда нам досталась работа потруднее, или когда предстоит ухаживать за больными, дохаживать престарелых родителей, родственников; стараемся себе выбрать полегче, а тяжелое сваливаем на других);
— ожидаем, что кто-то нас утешит, пожалеет, развеселит и требуем этого от окружающих;
— плохое настроение оттого, что «на меня не обращают внимания», «не разговаривают со мной», «не делятся со мной новостями».
Жирным
шрифтом выделены грехи смертные, и даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной благодати и отправляет на вечные муки в ад — такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными.
Обычным
шрифтом написаны грехи тяжкие, которые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их копить — от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способности замечать грехи.
Курсивом выделены грехи условно «простительные». Условно потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться — они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже от смертных грехов. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый мешок песчинок, который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха) и так же утянет на дно ада.
[1] Добротолюбие. Т. 2.
[2] Добротолюбие. Т. 2.
[3] Добротолюбие. Т. 2.